Третий переходный период
Отмечен в период с 1085 по 664 до н.э. Четыре века царствования в Египте известны как третий промежуточный период. В это время произошли важные изменения в египетской политике, обществе и культуре. Усилилась власть местного управления в провинциях. Государство находилось под оккупацией Ливии и Нубии.
XXII династия началась примерно с 945 до н.э. Потомок ливийцев, царь Шешонг, вторгся в Египет в конце XX династии и захватил трон. События времен правления XIII-XIV династий плохо документированы.
Еще статьи: Нубийское царство (Куш): отношения с Египтом.
В XVIII в. до н.э. фараон Нубии, Шабако, правитель царства Куш, образовал собственную династию XV в Фивах. Египет столкнулся с давлением Ассирийской империи. В 671 г. ассирийский правитель Асардан изгнал кушитского царя Тахарка из Мемфиса и разрушил город. Он назначил собственных правителей из губернаторов, поддерживающих ассирийцев. Один из них, Нехо, правил как царь XVI династии, прежде чем был убит кушитом Тануатамон в попытке свержения власти.
та
Покорение Египта Александром
Династия сына Нехо, Псамметихуса, правила объединенным Египтом в течение двух столетий.
В 525 г. до н.э. Камбис, царь Персии, победил Псамметиха III в битве при Пелусии. Египетская империя стала частью Персидской империи. Персидские цари, в частности Дарий (522-485 до н.э.) управляли страной на тех же условиях, что и египетские фараоны. Дарий поддерживал религиозные культуры Египта, строил и восстанавливал храмы.
Еще статьи: 8 интересных фактов об Александре Македонском.
Римский амфитеатр Александрии (Египет)
Правление Ксеркса (486-465 до н.э.) отмечено как период деспотической власти. Началось восстановление против него и его преемников. Победа была отмечена в 404 г. до н.э. Это время отмечено как последняя эпоха нахождения у власти египетских царей (династии XVIII-XXX).
В середине IV в. до н.э. персы опять напали на Египет, пытаясь возродить империю под управлением Атаксеркса III в 343 г. до н.э. Спустя десять лет, в 332 г. до н.э., Александр Македонский разгромил войска персов и завоевал Египет. После его смерти Египет находился под власть македонских царей, начиная с Птолемея Александра.
Еще статьи: Жизнь и борьба Клеопатры VII.
Последний правитель Птолемеев Египта – Клеопатра VII сдалась армии Октавиана (Августа) в 31 г. до н.э.
Шесть веков римского владычества. Официальной религией Рима и его провинций, в том числе Египта, стало христианство. Арабское завоевание и приход ислама произошли в VII в. н.э.
Александрийская библиотека, Египет
Почему самая известная инквизиция — испанская?
Эмблема испанской инквизиции. Иллюстрация из «Enciclopedia Española». 1571 год (Wikimedia Commons)
Вероятно, из-за черного пиара. Дело в том, что инквизиция стала центральным элементом так называемой «черной легенды» о габсбургской Испании как отсталой и мракобесной стране, где заправляют чванливые гранды и фанатичные доминиканцы. «Черную легенду» распространяли как политические противники Габсбургов, так и жертвы — или потенциальные жертвы — инквизиции.
Среди них были крещеные евреи — марраны, эмигрировавшие с Пиренейского полуострова, например, в Голландию и культивировавшие там память о своих собратьях, мучениках инквизиции; испанские протестанты-эмигранты и иностранные протестанты; жители неиспанских владений испанской короны: Сицилии, Неаполя, Нидерландов, а также Англии во время брака Марии Тюдор и Филиппа II, которые либо возмущались введением у себя инквизиции по испанскому образцу, либо только опасались этого; французские просветители, которые видели в инквизиции воплощение средневекового мракобесия и католического засилья.
Руины храма Оcириса
Храм находится в легендарной Долине Царей. К сожалению, от некогда великого храма остались лишь руины, но они буквально пропитаны историей Древнего Египта. Построен он был довольно давно и является исторической ценностью. Строил его фараон Сети I, который правил в промежутке с 1294г. До 1279 г. до нашей эры.
Само строение очень сложное по своей конструкции и имеет очень большое количество помещений. Сети I не закончил строительство храма, эту сложную задачу завершал его сын Рамсес II. Конструкция по своей структуре достаточно сложная, но интересная. Имелось два зала, каждый из них украшало множество колонн. В первом зале их было 24, а во втором – 36. Второй же, зал был самым таинственным: из него были проделаны проходы к семи святилищам. Каждое святилище было посвящено одному из семи богов (Осирис, Исид, Хорус, Амон, Ра-Хорахти, Птах и Ра). В конце обожествлялся сам Сети I. В часовнях находились статуя бога, священная ладья и ложная дверь. Через эту дверь проникал дух божества.
За самим храмом расположено здание, называемое Осирейон. На его стенах можно увидеть выбитые тексты из “Некрономикона” – египетской «Книги мертвых». Территорию Храма Осириса до сих пор изучают ученые и ведут на ней раскопки.
Периоды истории Древнего Египта
Преддинастический период
3500 до н.э. — Первые поселения в долине Нила
3400 до н.э.
3300 до н.э.
3200 до н.э.
3100 до н.э. — Возникло иероглифическое письмо. Фараон Нармер объединил Нижний и Верхний Египет.
3000 до н.э.
2900 до н.э.
2800 до н.э.
2700 до н.э. — Строительство первой каменной пирамиды фараона Джосера.
2600 до н.э. — Возведены пирамиды Гизы.
2500 до н.э.
2400 до н.э.
2300 до н.э.
2200 до н.э. — Египтом правят несколько царей одновременно.
2100 до н.э. 2055 до н.э. — фараон Менхотеп II восстановил контроль над территорией всего государства Египет
2000 до н.э. -Развитие сельско-хозяйственных технологий в оазисе-городе Фаюм.
Построены первые залы города-храма Карнак (современный Луксор).
Египтяне контролируют Нубию.
1900 до н.э.
1800 до н.э.
1700 до н.э. — Гиксосы захватили власть в дельте Нила.
1600 до н.э. — Фараон Ахмос объединяется страну.
1500 до н.э. — На трон Египта взошла фараон Хатшепсут.
1400 до н.э. — Эхнатон провел в Египте религиозную реформу.
Фараоном стал Тутанхамон.
Возврат к традицонной религии: язычество и многобожие.
1300 до н.э. В храме Карнаке построен гипостильный зал.
1247 – Рамзес II выиграл битву при Кадеше.
1200 до н.э.
1100 до н.э. — Разделение на Верхний и Нижний Египет.
1000 до н.э.
900 до н.э.
800 до н.э. 728 г. до н.э. – царь Нубии Пий завоевал Египет.
700 до н.э. 671 г. до н.э. – ассирийцы захватили власть в Египте.
600 до н.э. 525 г. до н.э. – персы оккупировали Египет.
500 до н.э.
400 до н.э. 332 г. до н.э. – Александр Македонский освободил Египет.
305 г. до н.э. – Птолемей I образовал новую династию фараонов Египта.
300 до н.э.
200 до н.э. 196 г. до н.э. – написан Розеттский камень.
100 до н.э. 31 г. до н.э.- битва при Актиуме.
30 г. до н.э.- погибла фараон Египта Клеопатра VII.
0
100 н.э.
200 н.э.
300 н.э. Последняя запись на иероглифах Древнего Египта.
400 н.э.
500 н.э.
600 н.э. 642 г. н.э. – Арабское завоевание Египта.
700 н.э.
800 н.э. 820 г. н.э. – Халиф Аль Мамун нашел входв в Великую Пирамиду.
900 н.э. 969 – Основан город Каир. Первые камни заложены в основание стлицы с пирамид Гизы.
1000 н.э.
1100 н.э.
1200 н.э.
1300 н.э.
1400 н.э.
1500 н.э. 1517 – Османы-турки правят Египтом.
1600 н.э.
1700 н.э. 1798 – Наполеон Бонапарт совершил военную кампанию в Египет.
1799 – Найден Розеттский камень.
1800 н.э. — Путешественники и исследователи отправляются осмотреть постройки Древнего Египта
1822 – расшифрована египетская письменность.
1859-1869 – Построен Суэцкий канал.
Начаты официальные раскопки и возникла наука египтология.
1900 н.э. 1922 – Говард Картер обнаружил гробницу Тутанхамона.
1953 – Египет получает независимость.
1960 –Ппостроена Асуанская плотина.
2000 н.э. 2015 – обнаружены «Белые стены» Мемфиса.
Египет Династического периода. Цивилизация фараонов
Говоря об истории возникновения Египта, люди, мало знакомые с ней, чаще всего имеют в виду период «до нашей эры», когда страной правили фараоны, воздвигались знаменитый пирамиды и Сфинкс, величественные дворцы и храмы.
Династический период действительно поражает воображение. Первые цивилизации Древнего Египта возникли на рубеже IV – III т.л. до н.э. Во многом египетская цивилизация — новатор: именно здесь достиг наивысшего расцвета деспотизм правителей, началось масштабное использование поливного земледелия, появился один из самых многочисленных и сложных пантеонов богов, развивалась письменность и монументальное строительство, впервые использована система деления власти на центральную, региональную и местную.
Манефон
Как уже упоминалось ранее, в рассматриваемый период Египтом правили фараоны. Античный историк Манефон предложил разделить их на 30 династий. Он же выделил следующие периоды: Древнее (I – X династии), Среднее (XI – XX династии) и Новое (XXI – XXX династии) царства. Такой периодизацией ученые пользуются до сих пор, хотя с появлением новых данных она несколько усложнилась.
Позднее царство: XXII–XXVI династии
Ливизация Нижнего Египта закономерно завершается восшествием в 945 до н.э. на престол представителя ливийской аристократии Шешонка I. Он возвращается к агрессивному внешнеполитическому курсу фараонов Нового царства- вторгается в Палестину и захватывает Иерусалим. Ему также удается восстановить контроль над Нубией.
Значительные ресурсы, оказавшиеся в распоряжении царской власти, позволяют Шешонку I и его ближайшим преемникам развернуть дворцовое и храмовое строительство.
Шешонк I — завоеватель. Стена храма в Карнаке
Ливийская знать настолько укрепила свои позиции, что больше не нуждалась в покровительстве со стороны центра.
Нижний Египет фактически распался на множество небольших полусамостоятельных владений во главе с ливийскими номархами и военачальниками- этому способствовало соперничество внутри правящей династии, представители которой создали наиболее сильные княжества.
Портретная скульптура Древнего Царства
Как уже было сказано, заупокойный культ во многом определил появление портретной скульптуры. Но он же ограничивал ее развитие определенными рамками.
Однообразие спокойных неподвижных (сидящих или стоящих) поз статуй, наделенных одними и теми же атрибутами, условная раскраска их тел (мужских — красно-коричневой краской, женских — желтой, волос — черной, одежд — белой) — все это диктовалось требованиями культа, предназначавшего эти статуи для «вечной» жизни души умершего.
Глаза статуй часто инкрустировали другими материалами, чем достигалась большая выразительность и жизненность.
Статуи не рассчитаны на то, чтобы их рассматривать с разных сторон, они как бы прислонены спиной к плоскости каменного блока, служащего фоном для них. Зрители видят их только спереди, они целиком фронтальны.
Египет под властью Византии
Египет был подчинен Римской Империи и до ее раздела в 395 году входил в состав Восточной Римской Провинции. После перехода государства в руки Византии в нем началось активное развитие христианства. Вера распространялась из центра в Александрии очень быстро, и к II в. н.э. в стране в большом количестве присутствовали монастыри и киновии. Несмотря на популярность христианства, оставалось небольшое число приверженцев языческих культов.
В период подчинения Византии увеличилось число крупных земельных поместий. Участки росли за счет присвоения богатыми земель разорившихся крестьян.
Сложилась система отношений между земледельцами и владельцами земли – колонат. Арендатор – колон – расплачивался с арендодателем собственным трудом или долей урожая.
Обладание Египтом было экономически выгодно Византии: провинция выплачивала почти половину от общей суммы имперских налогов, производила огромный объем продукции: 240 тыс. тонн пшеницы ежегодно.
К VII в н.э. нарастало недовольство правительством Византии, достигли апогея религиозные разногласия. Впоследствии провинция настолько ослабла, что небольшого отряда арабских захватчиков хватило для покорения большинства ее территорий.
Литература
- Строительство храмов// Крушкол Ю. С., Мурыгина Н. Ф. Черкасова Е. А. Хрестоматия по истории Древнего мира. — М., 1975.
- Исида и Осирис // Немировский А. И. Мифы древности: Ближний Восток. Научно-художественная энциклопедия. — М., 2001.
- Книга мертвых // Поэзия и проза Древнего Востока / Ред. и вст.ст. Брагинского И.- М., 1973.
- Надпись Аменхотепа III из Мемнония // Хрестоматия по истории Древнего Востока/ Гл. ред. Струве В. В.- М., 1963.
- Померанцева Н. Эстетические основы искусства Древнего Египта. — М., 1976.
- Всеобщая история искусств: В 6 т./ Под ред. Веймарна Б. — Т.1. Искусство древнего мира. — М., 1956.
- Гнедич П. П. История искусств с древнейших времен. — М., 2000.
- Кинк Х. А. Древнеегипетский храм — М., 1979.
- Культура древнего Египта / Отв. ред. Кацнельсон И. — М., 1976.
- Матье М. Э. Во времена Нефертити. — М., 1965.
- Перепёлкин Ю. А. Переворот Амен-хотпа IV: В 24. — ч. 4.1. — М., 1967.
- Любимов Л. Над вечностью // Тутанхамон и его время. Сб.ст./ Под ред. Даниловой И. — М., 1976.
- История зарубежного искусства / Под ред. Кузьминой М. Т.,Мальцевой Н. Л. — М., 1984.
- Шейко В. М., Гаврюшенко А. А., Кравченко А. В. История художественной культуры. Первобытность. Древний мир.- Харьков, 1998.
- Виноградова Н. А., Каптерева Т. П., Стародуб Т. Х. Традиционное искусство Востока: Терминологический словарь. — М., 1997.
- Губарева М. В., Низовский А. Ю. Сто великих храмов. — М., 2002.
- Популярная художественная энциклопедия: Архитектура. Живопись. Скульптура. Графика: В 2т. / Гл. ред. Полевой В. М. — Т.1. (А-К) — М., 1991
Торговля в Египте
Торговля внутри государства велась между городами, расположенными вдоль реки Нил. Для того времени водный путь обходился намного дешевле чем наземный. Продажи велись на местных рынках, ценные предметы поступали к администрации нома или города. Однако египетские города, в отличие от шумерских, не обладали независимостью. Самым крупным поселением считался город Мемфис – столица древнего Египта.
В бронзовом веке торговля между государствами велась в форме обмена или «подарка» для правителя другой цивилизации. До развития караванных путей через Сахару, долина Нила являлась единственным центром, через который товары следовали из южной Африки на север к странам Средиземного моря.
Экспедиции проходили далеко на юг, на территорию современного Судана и Красное море, в поисках экзотических товаров: слоновой кости, золота, страусовых перьев и «черных» рабов. Это имущество высоко ценилось в международном пространстве. Обеспечение подобными товарами давало преимущество политического влияния на Ближнем Востоке. Египет приобретал приоритетное значение в регионе перед хеттской и сирийской империями, среди государств Месопотамии.
Долина Цариц Египет
Период Рамессида
18-я династия закончилась со смертью Хоремхеба. Он назначил человека по имени Рамсес своим преемником, и Рамсес стал первым фараоном 19-й династии. Но Рамсес I был уже стар и правил всего два года, прежде чем его сын Сети I (около 1294-1279 гг. до н. э.) наследовал трон как фараон. Стремясь вернуть империи славу времен 18-й династии, Сети лично повел свою армию в Сирию и Ливию. Его люди встретили хеттов, постоянную угрозу на северной границе, в битве. Но почти вся территория, завоеванная им в ходе войн в Палестине и Сирии, вскоре снова попадала в руки хеттов. Сети также отвечал за восстановление архитектурной славы Египта — включая скульптуры и картины, разрушенные во время правления Эхнатона.
Сын сети стал одним из величайших правителей в истории Египта: Рамсес II (правил около 1279-1213 гг.). Продолжая военные походы своего отца, он сражался с царем хеттов Муваталли II в битве при Кадеше, месте на египетской границе с Сирией, в 1274 году. Несмотря на то, что Рамсес едва избежал тяжелого поражения (в какой-то момент ему самому грозила гибель), он считал это Великой Победой египтян. Настенные росписи в двух больших зданиях, храме Абу-Симбела и части гипостильного зала в Карнаке, изображают сцены из битвы. Позже Рамсес подписал мирный договор с Хеттским царем, и Египет оставался в мире до конца его правления.
Рамсес II правил 67 лет. Он отвечал за большее количество строительных проектов, чем любой другой египетский правитель. Он также построил новую столицу, названную Пер-Рамсес, на месте старого Гиксосского города Аварис в дельте Нила. Это место оставалось столицей Египта до конца Нового Царства.
Кто строил пирамиды?
Также некоторые люди уверены, что строительством египетских пирамид занимались рабы. Но этот миф мы уже развеяли на нашем — в работу были вовлечены обычные египтяне. Строительство активно велось в периоды, когда людям не нужно было следить за сельским хозяйством. Важные задачи вроде проектирования сооружений и слежения за складыванием блоков давались архитекторам. Большинство рабочих трудились на каменоломнях — самой сложной с физической точки зрения задачей было перетаскивание блоков. По мнению ученых, в строительство каждой пирамиды было вовлечено около 20–30 тысяч египтян. Противников этого дела, судя по всему, было мало, потому что работа велась во имя фараона.
Строительство пирамиды в представлении художника
Логично предполагать, что всем рабочим нужно было где-то спать и что-то есть. Все это было доступно в специальных поселках для строителей. Останки одного из них были найдены возле трех пирамид в Гизе — египетского города на западном берегу реки Нил. Раскопки на этой территории ведутся с 1960-х годов. За все это время археологам удалось найти места захоронений архитекторов, прорабов и обычных рабочих. Их могилы сильно отличались — архитекторы, которые вносили большой вклад в проектирование пирамид, хоронились внутри гробниц. Обычные рабочие, в свою очередь, хоронились в обыкновенных могилах.
На территории поселков для строителей располагались мастерские, на которых изготовлялись инструменты. Также там были организованы места для готовки пищи для рабочих: хлебопекарные цеха, пивоварни и кладовые для сушки рыбы. Вдобавок ко всему этому, археологами были найдены места для принесения жертв покойным фараонам. Судя по всему, Древний Египет был богатым местом, потому что жители могли себе позволить приношение даже молодых животных.
Пиво считается основным алкогольным напитком Древнего Египта
Храмы Карнака. Фивы
Построенный в Фивах на восточном берегу Нила, храмовый комплекс в Карнаке был центром культа Амона, верховного божества Египта. Карнак стал средоточием религиозной жизни в период Нового царства. Возможно, именно поэтому в Фивах было выбрано место царского некрополя на западном берегу Нила. Карнак строился в течение долгого времени. Фараоны возводили здесь великолепные постройки, надеясь на благо- склонность богов. В Амарнский период (1570-1314 гг. до Р.Х.) были сделаны попытки уменьшить власть карнакского жречества, столица перенесена в Амарну, установлен новый культ, но со смертью фараона Эхнатона старый порядок быстро восстановился и Карнак снова начал процветать.
Аллея сфинксов
К входу в храмовый комплекс вела аллея сфинксов — широкая дорога, обставленная с двух сторон статуями сфинксов. Все статуи повторяли друг друга. Они создавали настроение торжественности перед входом в храм.
Храмовый комплекс был огражден мощной стеной и состоял из главного храма, посвященного Амону, священного озера, храмов другим богам, домов, школ и подсобных строений. Он являлся религиозным и социальным центром Фив. Карнакский храм был посвящен триаде богов: Амону-Ра. Мут и Хонсу.
Огромный по масштабу карнакский храм включает в себя: пилонов, несколько внутренних дворов, гипостильный зал, молельни, храмы. Комплекс сложился в период Нового царства. Он построен из песчаника и известняка. Гранит и кварцит были использованы для украшения храмов, статуй и обелисков.
За первым пилоном сохранились остатки пандуса. Он использовался во время строительства пилона, а затем его постепенно разрушали.
Обелиск
На примере обелиска можно говорить о технологических достижениях Нового царства. Громадную монолитную гранитную глыбу весом до 350 тонн до-ставляли к храму и уже на месте декорировали. Обелиски XVIII династии были покрыты золочеными иероглифами, составлявшими тексты, посвященные богу Ра.
Гипостиль
Гипостиль (большой зал с колоннами) в Карнаке насчитывает 134 колонны. Он был построен в царствование Рамсеса II. Колонны делили зал на несколько нефов, причем центральный был более высоким, чем боковые, а также поддерживали потолок, состоящий из огромных каменных плит. В центральном нефе колонны были в виде раскрытых па-пирусов, а в боковых — лотосов. В потолке центрального нефа были окна.
Капители колонн имитировавшие природные растительные формы: папирус, лотос, пальмы, проходят через всю египетскую монументальную архитектуру. Их формы, по-видимому, происходили от древних тростниковых святилищ. Теперь же вырезанные из камня, колонны были обильно декорированы резьбой и раскрашенными иероглифами, ритуальными рисунками и природными орнаментами.
Кто построил пирамиду Хеопса
Одной из самых больших загадок, связанных с пирамидой Хеопса, является история её строительства. Даже сейчас современные учёные не могут понять, каким образом древним египтянам без современных технологий и особых представлений об инженерии, тригонометрии и архитектуре удалось воздвигнуть такое внушительное сооружение. Или всё-таки не египтянам?
Гиганты
Одна из версий уфологов и конспирологов заключается в том, что вовсе не жители Древнего Египта строили эти огромные пирамиды: гробницы такого масштаба и величины были просто не по силам неотёсанным предкам. Гранитные камни величиной около метра в высоту и средним весом порядка 2,5 тонны представляются не самым удобным материалом для строительства, учитывая отсутствие в 25-ом веке до нашей эры хоть каких-либо механических приспособлений для перемещения столь массивных грузов.
Более вероятной, но от этого не менее мифической, кажется теория о том, что пирамиды возвели представители более древней, чем Египет, цивилизации. Гиганты, обладающие сакральным знанием и доселе неизвестными целями, могли построить пирамиды задолго до появления на этой земле египтян. Да и сами габариты величественных пустынных громадин заставляют поверить в то, что их постройка — дело не рук человеческих. Это можно объяснить и рисунками египетских божеств, которых изображали с головами животных: что, если это не плод воображения египтян, а реальные создания, которым люди поклонялись задолго до зарождения нашей эры?
Пришельцы
Геометрическая точность, идеальные пропорции и соответствие многим «космическим» значениям заставляют задуматься о вмешательстве представителей внеземных цивилизаций в постройку пирамиды Хеопса. Египтяне просто не могли знать ни скорости света, ни числа Пи, ни даже системы координат, однако по удивительной череде «совпадений», геометрия Хуфу удивительно чётко сходится со значениями, знания о которых даже теоретически не могли быть доступны столь древней цивилизации. По одной из легенд, внутри пирамиды Хеопса находится нарочно скрытый египтянами ради блага человечества проход в потусторонние измерения, воспользовавшись которым люди могли бы попасть на любую обитаемую планету в любой промежуток времени, открыв для себя знания, объясняющие удивительное происхождение не только пирамиды Хеопса, но и Вселенной в целом.
Сотни тысяч рабов
Интересно то, что впервые об усыпальнице фараона упомянул древнегреческий историк Геродот в своих летописях, датирующихся 450 годом нашей эры. В древних египетских папирусах никаких записей о пирамиде Хеопса нет, так что придётся опираться на данные, представленные мыслителем эллинов. Геродот сообщил, что при строительстве Хуфу были задействованы 100 тысяч рабов, а сама стройка заняла 20 лет. Цифры огромные, но вполне реальные, учитывая то, что на «общественных работах» египтяне были задействованы только три месяца в году, когда разливался Нил, и работать на полях было невозможно. Однако какая-то часть из них наверняка трудилась на фараоновой стройке круглый год.
Благодаря обнаружению египетскими археологами древнего папируса в районе Вади аль-Джарф стало известно, что многие граждане Древнего Египта уделяли всё свободное от работы время строительству пирамид для фараонов, в том числе для Хеопса. Причём делали они это добровольно, освобождаясь от уплаты налогов за общественные работы. Рабочим помогали жители верховья и дельты Нила, снабжая строителей продуктами и помогая на стройке. Также в документе содержится информация о том, что фараон даже выкопал искусственную реку, текущую к западу от Нила, для доставки гранитных блоков по воде.
Блок из известняка весом в 2,5 тонны могли тащить на специальной платформе с колёсами минимум 8 человек. При наличии 100 тысяч рабочих, получается 12 тысяч отрядов по перетаскиванию блоков, и ещё 4 тысячи рабочих плюс добровольцы, которые, допустим, занимались добычей материала, облицовкой, косметическими работами и другими полезными делами. Известно, что в пирамиде Хеопса заложено 2 300 000 каменных блоков. Если разделить общее количество блоков (2 300 000) на количество отрядов по их перетаскиванию (12 000) помноженное на количество потраченных на стройку лет (20), то получится простое уравнение:
2 300 000 = 12 000 х 20 x y, где y — количество блоков, которое один отряд должен был перетащить за три месяца работы.
Таким образом, выходит, что 8 рабочих должны были доставить к месту строительства пирамиды за 3 месяца чуть меньше 10 гранитных блоков, что, учитывая поддержку населения, комфортные условия работы и религиозный энтузиазм древних египтян, вполне реально.
Особенности общества и образа жизни древних египтян
Египтяне считали, что после смерти их ждёт суд бога Озириса, который положит на разные чаши специальных весов их дурные и добрые дела. И чтобы добрые дела перевесели, в земной жизни необходимо вести себя подобающим образом.
Суд бога Озириса
Кроме того, жителям Древнего Египта было важно, чтобы их загробная жизнь была похожа на жизнь земную. Поэтому к переходу в иной мир нужно было тщательно готовиться
Состоятельный египтянин заранее строил для себя загробный дом. Когда же умирал фараон, в его гробницу помещали не только его тело, но и множество вещей, которые могли пригодиться в иной жизни — одежду, украшения, мебель и т. д. Важное значение в связи с этим приобретает тот факт, что первые пирамиды были ступенчатыми — вероятно, ступени требовались для того, чтобы фараон как бы мог подняться в мир богов.
Египетское общество состояло из нескольких сословий и социальный статус здесь имел большое значение. У египтян из богатых сословий в моде были парики и замысловатые головные уборы, а от своих волос они избавлялись. Таким способом решалась проблема вшей. А вот бедным людям приходилось несладко — среди них было не принято стричься «под ноль».
Основной одеждой египтян была обычная набедренная повязка. Но богатые люди, как правило, носили ещё и обувь. А фараонов везде сопровождали носильщики сандалий — была такая специальная должность.
Ещё один забавный факт: долгое время в Египте среди состоятельных женщин были популярны прозрачные платья. Кроме того, для демонстрации социального положения египтянки (да и египтяне тоже) надевали на себя ожерелья, браслеты и прочие подобные аксессуары.
Богатые египтянки носили многочисленные украшения и замысловатые головные уборы
Некоторые профессии в древнегреческом обществе — воин, чиновник, жрец — наследовались. Впрочем, добиться значимой должности, благодаря своим талантам и умениям, тоже было вполне реально.
Больше всего трудоспособных египтян было занято в земледелии, ремесленничестве или сфере обслуживания. А в самом низу социальной лестницы находились рабы. Они обычно выполняли роль слуг, но при этом имели право покупать и продавать товары, получать свободу. А став свободными, они со временем даже могли войти в знать. О гуманном отношении к рабам свидетельствует и тот факт, что на рабочем месте им полагалась медицинская помощь.
Вообще египетские врачеватели были очень просвещёнными для своего времени. Они отлично разбирались в особенностях человеческого организма и осуществляли весьма сложные операции. Согласно исследованиям египтологов, даже пересадка некоторых органов для местных врачевателей не являлась проблемой. Интересно и то, что в Древнем Египте некоторые из инфекционных недугов лечили с помощью хлеба, покрытого плесенью — это можно считать своеобразным аналогом современных антибиотиков.
Также египтяне фактически придумали мумификацию. Этот процесс выглядел следующим образом: внутренние органы извлекали и помещали в сосуды, а на само тело наносили соду, чтобы оно не разлагалось. После высыхания тела его полости заполнялись льном, пропитанным специальным бальзамом. И наконец на последнем этапе тело перебинтовывали и закрывали в саркофаге.
Мумификация в Египте была вполне обычным делом
Отдых на популярных курортах Египта
| |||
| |||
|
Отели всех курортов |
|
|