Факторы, влияющие на размеры фундамента
При строительстве небольшого гаража дополнительного укрепления фундамента не требуется. При увеличении строения на порядок потребуется расширение фундамента отходя от его классических размеров 0,4х0,6 м.
Большую роль в размерах фундамента играют материалы, из которых будет производиться возведение стен и крыши. Фундамента глубиной 1,5 метра вполне достаточно для стен из профлиста и сэндвич панелей.
Брус, пено – и газоблоки довольно легкие материалы, но при их ширине большей, чем размеры фундамента, его следует расширить.
Обязательно фундамент должен быть выше залегания грунтовых вод
Особое внимание стоит обратить на его несущую способность при выборе материала для стен и крыши.
Сколько стоит устройство простого ленточного фундамента
Во сколько обойдется устройство обычного ленточного фундамента, если земляные и бетонные работы выполнять самостоятельно? Средняя цена, которая учитывает гидроизоляцию и утепление – до пяти тысяч рублей.
Полезное Видео с подробным описанием происходящего:
На чем не стоит экономить:
- приобретайте готовый наливной бетон с присадками. Переплата небольшая, а прочность и надежность смеси гарантирована;
- не экономьте на гидроизоляции и утеплении, экструдированный пеноплекс – недорогой материал.
Выбирая тип фундамента, рассчитайте все затраты. В некоторых случаях простая бетонная лента с утеплением и гидроизоляцией обойдется дороже, чем быстрая установка надежных винтовых свай.
Пошаговая инструкция: как построить фундамент ленточного типа
Рекомендуемая схема действий:
1. Оценка состояния грунта, выбор типа основания.
2. Подготовка простейшего чертежа, расчет и закупка стройматериалов с учетом длины, ширины и глубины заложения ленты, расчистка участка.
3. Разметка постройки: с обязательной проверкой углов и отклонений по диагонали (не более 20-30 мм). Для ограничения внешнего и внутреннего периметров будущего гаража из пеноблоков используются веревки и колья.
4. Копка траншеи и смотровой ямы. Для предотвращения осыпания земли в процессе бетонирования предусматривается запас (10 см по бокам).
5. Настил геотекстиля (рекомендуемый, но необязательный этап). Засыпка и трамбовка не менее 10-15 см крупного песка и 10 щебня мелких фракций. Для упрощения процесса песок советуют смачивать.
6. Монтаж опалубки – деревянных щитов или несъемной (пенополистирол, ППСБ, арболит), к преимуществам последней относят дополнительную функцию утепления.
7. Вязка арматурного каркаса с обязательным отступом от краев на 5 см и шагом в 10-20 см. Чтобы фундамент для гаража прослужил долго, используются металлические прутья с сечением не менее 10-12 мм, игнорировать этот этап или заменять сталь пластиком не рекомендуется.
8. Замес или заливка готового бетона. Оптимальные пропорции при применении портландцемента М400 – 1:3:4 (цемент, песок, щебень, соответственно), для снижения доли воды на 1 м 3 раствора советуют добавить 75 г пластификатора. Бетон распределяют послойно, через каждые 20 см его трамбуют. Самому правильно залить фундамент (цельным монолитом в один день, без высыхания промежуточных слоев) сложно, на данном этапе нужны силы как минимум 2 человек.
9. Затвердевание бетона в опалубке (минимум 1 неделя) и еще 3 после снятия. Гидроизоляция фундамента обмазочными и рулонными стройматериалами.
10. Обустройство смотровой ямы (при наличии).
Данная инструкция подходит для возведения фундамента под гараж своими руками из бутового камня или готовых заводских блоков, к преимуществам последнего варианта относят хорошее качество бетона. Изделия укладывают по шахматной схеме с обязательным армированием рядов и смещением швов, для приготовления кладочного раствора используется только свежий цемент высшей марки. Но следует учесть, что монтаж тяжелых фундаментных блоков подразумевает задействование подъемной техники и увеличивает бюджет, из бутового камня сделать основание проще.
Для усиления защиты от влаги и потерь тепла проводится внешняя декоративная отделка выступающей части фундамента плиткой или штукатуркой. Технология исключает прерывание ленты или ростверка, что подразумевает возведения гаража с небольшим уклоном (около 15-25°). Рекомендуемая ширина пандуса – на 30 см больше ворот, длина – 5 м. Используется либо бетон с дополнительным армированием при превышении толщины слоя свыше 50 мм, либо асфальт. При выборе раствора залить пандус советуют в один прием, после затвердевания неровности снимаются шлифовальной машиной, для исключения скольжения шин поверхность покрывается битумными составами или сверху закладываются металлические полоски.
Советы, нюансы технологии
Существуют способы уплотнения грунта и усиления защиты основания гаража из шлакоблока от морозного пучения, в частности, недопущения образования замерзания льда вокруг ленточного монолита. К таким относят:
- Укладку дренажных труб по периметру фундамента: на расстоянии около 50 см от стен и уровня земли, обмотанных геотекстилем, с обязательным незначительным уклоном.
- Использование утепляющей несъемной опалубки (способ, рекомендуемый в первую очередь для пристраиваемых гаражей или рассчитанных на постоянное пребывание внутри).
- Увеличение площади опоры основания. В этом случае необходимо сделать более широкую и глубокую траншею и залить ее дно тощим бетоном. Полученная стяжка снизит нагрузку.
- Усиление ленточного монолита свайными опорами при строительстве гаража на склоне или неровных участках.
- Утепление вертикальных стен конструкции пенополистиролом.
- Обустройство отмостки, засыпка полученного фундамента не выбранным ранее грунтом, а смесью песка и щебня.
Вышеперечисленные способы не входят в стандартную схему действий при возведении фундамента гаража из пеноблоков своими руками и в той или иной степени увеличивают затраты, но они помогают снизить нагрузки и продлить срок службы конструкции. Крайней мерой считается полная замена почвы под основанием, ее используют при строительстве на торфяниках
К кладке стеновых блоков приступают не ранее, чем через месяц, важно рассчитать сроки правильно
Виды фундаментов, применяемых при возведении гаражей
Для строительства, в зависимости от условий, выбирают один из следующих видов основания:
Выбор фундамента под гараж из пеноблоков делают в зависимости от таких факторов как:
- вес всех строительных материалов, автомобиля и стеллажей.
- наличие погреба и смотровой ямы;
- характеристики и тип грунта;
- расположение верхнего уровня грунтовых вод;
- глубина промерзания почвы.
Поскольку проектирование фундаментов является сложной инженерной задачей, то изыскания, расчет конструкции, черчение и подбор материалов лучше всего поручить квалифицированному специалисту.
Определение типа грунта. Схема ленточного фундамента.
Глубина фундамента мелкого заложения не превышает 700 мм и должна находиться как минимум на 500 мм выше уровня залегания грунтовых вод. При глубоком заложении, низ конструкции всегда должен быть ниже точки промерзания. Ширина ленты не может быть менее 250 мм.
Фундамент ленточного типа может быть построен из монолитного железобетона, бетонных блоков, бутового камня или полнотелого красного кирпича. Монолитное основание отличается повышенной прочностью. Процесс его монтажа состоит из следующих этапов:
- инженерный расчет конструкции и составление чертежа;
- выполнение разметки с помощью деревянных колышков и шнура;
- выемка грунта на глубину заложения фундамента;
- устройство подстилающей подушки из песка и щебня;
- установка опалубки;
- сборка армирующего каркаса;
- заливка бетона;
- снятие опалубки и устройство гидроизоляции;
- обратная засыпка нерудными материалами.
Для того, чтобы защитить фундамент от грунтовых, дождевых и талых вод, по периметру гаража устраивается бетонная или асфальтовая отмостка. Перед воротами делается прочное дорожное покрытие для выезда. Для уменьшения морозного пучения, отмотку нужно утеплить и гидроизолировать.
Монолитная плита
Плитный фундамент для будущего гаража из газобетонных блоков представляет собой сплошной плоский железобетонный монолит с продольным проемом под смотровую яму. Минимальная толщина плиты — 200 мм. Построить такой фундамент можно только на ровном горизонтальном участке, при этом нижняя поверхность плиты должна быть изолирована от воздействия влаги и утеплена минераловатными матами толщиной 50 мм.
Такие конструкции целесообразны на пучинистых грунтах, поднимающихся при наступлении холодов и опускающихся в теплое время года. Это глины, суглинки, торфяники и некоторые другие, способные усиленно поглощать и удерживать влагу, типы почвы.
Для армирования бетона необходимо наличие не менее двух сеток, края которых должны быть связаны с арматурой смотровой ямы. Устройство отмостки при таком фундаменте не является обязательным.
Свайные основания
Фундаменты этого типа монтируют на слабых и подвижных грунтах, а так же при наличии существенных перепадов высот на участке застройки. Для гаражей применяют винтовые металлические сваи, которые можно закручивать вручную или при помощи механизма.
Максимальная глубина погружения может достигать 6 метров, вплоть до твердых слоев грунта. После ввинчивания свай, их оголовки срезаются на одном горизонте выше уровня земли и завариваются металлическими пластинами.
Расстояние между сваями — не более 2-х метров. Опоры должны быть расположены не менее чем в три ряда по наибольшей длине строения. Сваи ввинчиваются строго вертикально, в предварительно выкопанном приямке глубиной до полуметра.
Для создания возможности кладки блоков, все сваи связываются между собой железобетонным или стальным ростверком, а пол делают из заводской или монолитной железобетонной плиты. Отмостка для такой конструкции не требуется. Перед вкручиванием металлических свай их необходимо обработать гидроизоляционным материалом.
Столбчатый фундамент
Основание столбчатого типа конструктивно напоминает свайный фундамент, но глубина заложения опорных столбов не достигает глубины промерзания, а поперечное сечение больше, чем у свай. Расстояние между столбами не может быть более 2-х метров с обязательным наличием их на всех углах.
Конструкция опор состоит из песчаной подушки, широкой бетонной подошвы и вертикально расположенного столба, который поднимается на высоту выше уровня земли. Все столбы связаны между собой ростверком, при этом обязательно наличие поперечных перемычек, которые будут дополнительно поддерживать плиту пола.
Материалом для изготовления столбов может служить железобетон, бутовый камень или полнотелый глиняный кирпич. После кладки столба, его поверхность должна быть обработана битумом. Ростверк представляет собой монолитную железобетонную балку.
Инновационные столбы
Используя бур оригинальной конструкции ТИСЭ, удастся значительно снизить трудоемкость земляных работ. С помощью такого инструмента своими руками высверливают в грунте отверстие (диаметр бура — 20, 25 см) с полусферическим расширением на дне. Основание расширения следует тщательно утрамбовать, хотя это и не очень удобно.
После заливки сферического грибка в основании сваи устанавливают вертикальную арматуру и фиксируют ее сверху, чтобы она не разъехалась. Затем вводят в канал свернутый в трубку пергамин, который одновременно с гидроизоляцией будет выполнять функцию смазки при сезонных подвижках грунта, и заливают внутренность раствором. При пучении грунта нижний грибок, словно якорь, удерживает сваю от вытаскивания касательными силами, а выталкивающие раны нулю, поскольку подошва заглублена ниже УПГ.
Завершающие этапы работы
После заливки ленту накрывают полиэтиленом, защищая от палящих лучей солнца. Первые три дня каждые 4 часа производят полив водой из шланга. Затем 7 дней поливают трижды в сутки, после чего опалубку снимают и выдерживают ленту в открытом виде до полного затвердения, которое считается завершенным через 28 дней после заливки.
Готовую ленту гидроизолируют битумной мастикой или горячим гудроном, при необходимости устанавливают утеплитель (это рекомендуется делать при наличии подвала). Засыпку пазух траншеи производят после гидроизоляции и монтажа утеплителя.
Затем заливается отмостка, перекрывающая доступ к ленте дождевой воды.
Почему я выбрал именно такой фундамент под каркасный гараж
Далее пришла очередь планировки фундамента под гараж. Фундамент должен был быть дешевым и возводиться быстро. В мыслях было использовать для возведения каркасного гаража следующие фундаменты:
- Малозаглубленный ленточный фундамент – МЗФЛ.Свайный фундамент.Плитный фундамент.
Эти три вида фундаментов чаще всего используются под каркасные постройки, под жилые дома и надворные строения.
Свайный фундамент отпал по причине его слабой пригодности для гаража. На свайном фундаменте хорошо строить банюили сарай, а гараж требует достаточно мощного пола, по возможности бетонированного, на котором будут стоять автомобили. При этом, пол придется утеплять, а как это сделать при свайном фундаменте, чтобы обеспечить, с одной стороны бюджетность, а с другой стороны возможность прочного основания?
Плитный фундамент устраивал всем, это лучший фундамент под гараж.
Плита является основанием для несущих стен, которые выкладываются по линиям ребер жесткости плиты. И в то же время, плита является полом для гаража, на котором стоят автомобили. Если делать утепленную шведскую плиту УШП под гараж, то это, на мой взгляд, самый лучший вариант.
Плитный фундамент под гараж — идеальное решение, но по бюджету мне не подходит.
Но мне этот вариант не понравился по бюджету. Так же, как и со стальным каркасом, я полдня смотрел на итоговые цифры в смете. И, в конце концов, расстался с идеей построить гараж на УШП.
Оставался МЗФЛ, который является одним из самых бюджетных вариантов для постройки каркасного строения.
Инновационные столбы
Используя бур оригинальной конструкции ТИСЭ, удастся значительно снизить трудоемкость земляных работ. С помощью такого инструмента своими руками высверливают в грунте отверстие (диаметр бура — 20, 25 см) с полусферическим расширением на дне. Основание расширения следует тщательно утрамбовать, хотя это и не очень удобно.
После заливки сферического грибка в основании сваи устанавливают вертикальную арматуру и фиксируют ее сверху, чтобы она не разъехалась. Затем вводят в канал свернутый в трубку пергамин, который одновременно с гидроизоляцией будет выполнять функцию смазки при сезонных подвижках грунта, и заливают внутренность раствором. При пучении грунта нижний грибок, словно якорь, удерживает сваю от вытаскивания касательными силами, а выталкивающие раны нулю, поскольку подошва заглублена ниже УПГ.
Выбираем оптимальный фундамент
Для возведения прочного и надежного сооружения недостаточно просто залить основание и поставить на него гараж из кирпича. Нужно определиться с оптимальной разновидностью фундамента, подходящей для окружающей почвы. Фундаменты бывают:
- столбчатые;
- ленточные;
- свайные;
- бутобетонные;
- плавающие;
- из пеноблоков;
- из плит.
Каждая разновидность имеет свои сильные и слабые стороны, о которых мы поговорим подробнее.
Столбчатый
Универсальный вариант, подходящий для любой поверхности. Выбирая столбчатый фундамент, вы получаете следующие преимущества:
- благодаря максимальной глубине установки столбов, равной 3,5 метра, основание не трескается и не перекашивается даже на глинистых почвах;
- срок службы выше среднего;
- снижение затрат на возведение, по сравнению с другими видами;
в гараже, возведенном на столбчатом фундаменте, нельзя выкопать подвал или яму.
Ленточный
Распространенный вариант заливки, применяемый в большинстве строительных проектов. Положительные стороны ленточной заливки:
- хорошие несущие качества конструкции;
- невысокие затраты на возведение;
- высокая вариативность, позволяющая, в зависимости от ситуации, выбирать варианты разной сложности реализации;
- в гараже с ленточным основанием имеется возможность организации подвала или смотровой ямы.
- процесс возведения трудоемкий, и отнимает много времени;
- плохо подходит для нестабильных, слабых грунтов.
Свайный
Возведение свайного фундамента позволяет получить преимущество по следующим пунктам:
- надежность строения;
- низкая трудоемкость процесса, по сравнению с другими вариантами;
- работы по возведению выполняются быстро, особенно при использовании винтовых, металлических свай;
- существенно снижает стоимость строительства. Эффект особенно заметен при постройке гаража на болотистых почвах;
- универсальность.
- во время строительства требуется выполнять сложные расчёты, которые не желательно делать самостоятельно при отсутствии опыта и знаний;
- невозможность оборудовать помещение подвалом или ямой;
- скальные грунты не подходят для данной технологии строительства.
Бутобетонный
По устройству напоминает ленточную конструкцию, но по техническим характеристикам значительно отличается от нее. При возведении бутобетонного основания вы получаете:
- экономия денег до 30 % по отношению к конструкциям из железобетона;
- по показателям надежности и долговечности не уступает другим способам установки фундамента;
- подходит для возведения во всех климатических зонах, так как заморозка и разморозка грунта не оказывают на него отрицательного эффекта.
- сложно подобрать оптимальный материал для наполнения. Для этого требуется консультация специалистов;
- обработка и укладка материала требует от строителя определенных навыков. Желательно не возводить основание из бутобетона самостоятельно, а доверить работу каменщику;
- не подходит для нестабильных почв, плывущих при чрезмерной влажности.
Плавающий
Плавающий фундамент – монолитная конструкция, свойства которой позволяют обеспечить надежную опору для здания даже на подвижной, плавающей почве. Перепады в высоте либо гасятся, либо фундамент слегка подстраивается под сдвиг почвы, что предотвращает его разрушение.
Плюсы плавающего основания для постройки гаража:
- легко возводится;
- подстраивается под любые поверхности;
- предотвращает проникновение насекомых и мелких животных в помещение;
- помещение будет сухим даже при высоком залегании грунтовых вод под постройкой;
- дает возможность встроить в пол систему отопления, повысив комфортабельность помещения.
- придется забыть о погребе или смотровой яме;
- большие затраты на приобретение бетона и его армирование.
Важно! Не рекомендуется возводить на наклонных поверхностях. Плита под воздействием собственной массы может сползти вниз
Из пеноблока
При строительстве блочного основания готовьтесь к следующим недостаткам:
- хрупкость материала;
- сильно впитывает влагу.
- быстрое возведение;
- легкость в обработке материала не требует от строителей наличия специального инструмента или навыков;
- материал не подвержен гниению;
- не горит;
- со временем прочность материала не уменьшается, а наоборот, увеличивается.
Плитный
Основание, возведенное при помощи дорожных плит, обладает следующими преимуществами:
- скорость постройки;
- низкая цена работ;
- конструкция получается прочной;
- для проведения строительных работ не требуется особых навыков.
- для проведения работ придется использовать подъемный кран;
- масса возводимого на подобном основании сооружения ограничена;
- придется обойтись без смотровой ямы и подвала;
- проблематично определить качество используемых плит.
Почему я выбрал именно такой фундамент под каркасный гараж
Далее пришла очередь планировки фундамента под гараж. Фундамент должен был быть дешевым и возводиться быстро. В мыслях было использовать для возведения каркасного гаража следующие фундаменты:
- Малозаглубленный ленточный фундамент – МЗФЛ.
- Свайный фундамент.
- Плитный фундамент.
Эти три вида фундаментов чаще всего используются под каркасные постройки, под жилые дома и надворные строения.
Свайный фундамент отпал по причине его слабой пригодности для гаража. На свайном фундаменте хорошо строить баню или сарай, а гараж требует достаточно мощного пола, по возможности бетонированного, на котором будут стоять автомобили. При этом, пол придется утеплять, а как это сделать при свайном фундаменте, чтобы обеспечить, с одной стороны бюджетность, а с другой стороны возможность прочного основания?
Плитный фундамент устраивал всем, это лучший фундамент под гараж. Плита является основанием для несущих стен, которые выкладываются по линиям ребер жесткости плиты. И в то же время, плита является полом для гаража, на котором стоят автомобили. Если делать утепленную шведскую плиту УШП под гараж, то это, на мой взгляд, самый лучший вариант.
Плитный фундамент под гараж — идеальное решение, но по бюджету мне не подходит.
Но мне этот вариант не понравился по бюджету. Так же, как и со стальным каркасом, я полдня смотрел на итоговые цифры в смете. И, в конце концов, расстался с идеей построить гараж на УШП.
Оставался МЗФЛ, который является одним из самых бюджетных вариантов для постройки каркасного строения.
Выбор блоков для фундамента
Производя укладку блоков ФБС старайтесь использовать блоки, длина которых 2380 мм. Дело в том, что чем меньше на фундаменте будет вертикальных швов, тем он будет более прочным. И с такими блоками ваши затраты на услуги крана значительно уменьшатся, а время работ заметно сократится.
Если грунт ослаблен, то ширину основания фундамента желательно увеличить. Это значит, что 1-й ряд следует выкладывать из блоков-подушек, между которыми расстояние не должно быть больше 0,7 метров. Заполняется оно грунтом с послойным утрамбовыванием. При этом в первом ряду все швы блоков (вертикальные) должны быть расположены над подушками.
На ослабленных грунтах, чтобы увеличить прочность фундамента, сооружают по верхнему ряду блоков специальный железобетонный пояс, толщина которого должна составлять около 30 см. Делая фундамент для гаража своими руками, каркас сооружаем из четырех прутков в 10 мм диаметром.
По причине массивности стандартных блоков ФСБ при самостоятельном возведении фундамента можно использовать керамзитобетонные образцы с габаритами 20х20х40см. При этом их вес не должен превышать 30 кг.
Необходимо отметить, что фундамент из блоков ФБС — это залог надежной опоры гаража, но только если придерживаться существующих строительных норм. Это означает, что даже если вы строите гараж сами, то это не дает вам права не следовать правилам. Лучше всего не полагаться на интуицию, а последовать компетентным советам.
← Предыдущий материал
Следующий материал →
Инструкция по устройству фундамента
Работа бурлит
Траншея для фундамента засыпается мелким гравием или крупнозернистым песком, чтобы снизить процессы пучения и исключить скапливание воды под подошвой.
После этого буром подготавливают углубления для установки свай. Их нужно обязательно расположить по углам и по периметру всех стен с промежутками 2 метра.
Диаметр отверстий должен свободно пропускать устанавливаемые сваи.
В отверстия засыпают крупнозернистый песок слоем 18-20 см – он послужит в качестве подушки. Его необходимо хорошо пролить водой и утрамбовать. После этого опускают металлические или асбестоцементные трубы, заливают в них на 30 см бетонный раствор. Потом трубу немного приподнимают, чтобы бетон вытек – создавая своеобразную подошву, она обеспечит надёжное сцепление свай и плотной почвы.
Пока не застыл бетон, необходимо с помощью уровня выровнять сваи по вертикали. Когда бетон схватится, в трубы опускают прутья арматуры, связанные вместе в виде решётки. Арматурный каркас должен выступать из трубы и доставать до верхней части фундамента.
После этого на уровне почвы создают деревянную опалубку из досок. Её собирают при помощи гвоздей и саморезов, по углам усиливают брусками. Все выступающие части опалубки должны находиться снаружи конструкции. Стенки необходимо укрепить, установив подкосы и закрепив стяжки. Внутрь опалубки устанавливают арматурный каркас. Прутки толщиной 8-16 мм (с учётом нагрузки) соединяют в виде сетки в точках пересечения, арматуру связывают проволокой. Необходимо соединить арматуру свай и арматурный каркас фундамента.
Подготовленный фундамент и сваи заливают бетонным раствором. Во время заливки, необходимо протыкать раствор прутком арматуры, чтобы помочь выйти воздуху. После этого заглаживают верхнюю часть фундамента и защищают от осадков, укрыв полиэтиленовой плёнкой.
Пока фундамент сохнет, нужно контролировать его влажность. Допускать пересыхания нельзя. В жару набирающий прочность фундамент нужно периодически поливать водой.
Когда полностью схватится бетон, можно начинать гидроизоляцию фундамента. Для этого используют битумные и полимерные рулонные материалы – к примеру, рубероид или самоклеющуюся пленку. Перед работой покройте поверхность бетона антисептиком и грунтовкой. Когда поверхность полностью высохнет, выполняют её гидроизоляцию.
После этого необходимо утеплить фундамент, чаще всего для этой цели используют полистирол. Плиты крепят к поверхности с помощью специального клея. Когда он схватится, плиты дополнительно крепят дюбелями.